Главная » 2013 Апрель 16 » Модель планера класса А-3 «Дрозд».
00:15 Модель планера класса А-3 «Дрозд». | |
Фюзеляж, стабилизатор и киль этой модели такие же, как и у рассмотренной нами схематической модели, а крыло имеет существенные отличия. Каркас крыла состоит из набора нервюр, лонжерона, передней и задней кромок. Лонжерон, расположенный в наиболее толстой части профиля крыла, воспринимает поперечную силу и изгибающий момент, действующий на крыло в полете. Тринадцать нервюр создают и поддерживают заданный профиль крыла. Их делают из фанеры толщиной 1 мм или из липового шпона.
Профиль крыла нужно вычертить особенно точно. На чертежах летающих моделей обычно дается таблица с размерами нервюры в разных ее сечениях, но не в миллиметрах, а в процентах хорды - линии, соединяющей носок и хвостик профиля. Это очень удобно, так как дает возможность вычертить нервюру любого размера, предварительно выполнив несложные вычисления. На рисунке показан профиль крыла, размеры которого отложены по двум осям: по оси абсцисс - горизонтальной оси х и по оси ординат - вертикальной оси у. Длину хорды откладываем по оси х и делим ее на 10 равных частей (по 10%), а первый отрезок - на отрезки, соответствующие 2,5 и 5%. Из полученных на оси абсцисс точек восстанавливаем перпендикуляры и на них откладываем отрезки - ординаты в процентах от хорды профиля, принятой за 100% (табл. 1). Для того чтобы определить ординаты точек в миллиметрах, надо длину хорды, выраженную в миллиметрах, умножить на значение ординаты в процентах, взятое из таблицы, и разделить на 100. Покажем это на примере. Хорда нервюры нашей модели равна 120 мм. Из таблицы видно, что на оси х в точке х = 2,5 ордината у соответствует 4,0% хорды нервюры. Вычислим: 120X4:100=4,8 мм (см. рисунок). Для точки, соответствующей 5% хорды: 120X 5,38:100=6,456 мм. Примем округленное значение 6,5 мм. Для 10% хорды: 120X 7,22:100 = = 8,664 мм, округленно 8,7 мм. Аналогично этому произведем дальнейшие вычисления ординат для всей хорды крыла и построим чертеж профиля (рис. в). Ординаты нижних точек равны нулю, т. е. нижний обвод профиля представляет собой прямую линию. Соединив полученные точки плавной кривой с помощью лекала, получим форму профиля нервюры при ее длине 120 мм. Теперь мы можем изготовить шаблон нервюры. Эту работу надо выполнять очень внимательно и точно, так как по шаблону мы будем делать все 13 нервюр крыла. Сначала полоску бумаги с вычерченным профилем наклеим на фанеру толщиной 1- 1,5 мм. Лобзиком выпилим шаблон с небольшим припуском относительно контура профиля. Затем напильником осторожно сточим этот припуск. Торец шаблона аккуратно обработаем шкуркой. Приступим к изготовлению нервюр. Шаблон наложим на лист фанеры или на полоску шпона. Левой рукой прижмем шаблон, а правой карандашом очертим нервюру. Повторим эту операцию 13 раз. Теперь выпилим лобзиком все 13 нервюр с небольшим припуском на каждую. Далее все нервюры и шаблон соединим между собой двумя проволочными штырями, зажмем весь комплект в тиски и напильником удалим оставленный нами припуск. Обработав таким образом верхний обвод профиля, перевернем пачку нервюр и повторим те же операции на нижнем обводе. Затем шлицовкой сделаем пропилы в нервюрах для лонжерона и передней кромки. Лонжерон, переднюю и заднюю кромки выстругаем из сосны. Перед сборкой крыла приложим к его чертежу лонжерон, переднюю и заднюю кромки и карандашом отметим на них места установки нервюр. На задней кромке в тех точках, где с ней будут соединяться нервюры, ножовочным полотном сделаем пропилы глубиной 3 мм. Но прежде чем устанавливать нервюры в заднюю кромку, надо укоротить задние кончики нервюр на 4-5 мм. Приступим к сборке крыла. Чертеж поместим на ровную доску и закрепим на нем переднюю и заднюю кромки с помощью булавок или тонких гвоздиков. А теперь установим нервюры (кроме средней) и лонжерон. Места стыков промажем клеем и оставим крыло для просушки, наложив на него сверху какие-либо тяжелые предметы (например, напильники, плоскогубцы и др.). Законцовки крыла выпилим лобзиком из пластинки липы. Проверив результаты сборки, придадим крылу угол поперечного V. Распилим шлицовкой крыло посередине. Торцы кромок и лонжерона подгоним (подточим) и соединим с помощью металлического уголка, привязанного нитками к лонжерону. Переднюю и заднюю кромки подгоним и соединим в торец на клею. Установим среднюю нервюру. Наше крыло готово. Но прежде чем приступить к обтяжке, его надо тщательно прошкурить - устранить части лонжерона и кромок, выступающие за контуры нервюр. Крыло оклеим цветной миколентной бумагой. Слои бумаги должны быть расположены вдоль лонжерона и кромок. Для прочности и влагонепроницаемости всю обтяжку 2-3 раза покроем жидким нитролаком (эмалитом). Носовую часть фюзеляжа изготовим из сосновой дощечки толщиной 7 мм. В передней части выпилим лобзиком отверстие - камеру для загрузки дроби. Для хвостовой части фюзеляжа возьмем сосновые рейки. Их сечение в передней части 10 X 3 мм, а к хвостовой части оно плавно уменьшается до размера 8X3 мм. На фюзеляже сверху сделаем площадку для установки крыла из полоски фанеры длиной 120 и шириной 30 мм. Для прочности по бокам полоски приклеим сверху реечки сечением 2X3 мм. Площадка крепится к фюзеляжу с помощью клея и трех тонких гвоздиков. Стабилизатор и киль представляют собой плоские рамки с распорками . Переднюю, заднюю и боковые стороны рамок изготовим из реек сечением 5X3 мм, а внутренние распорки из реек сечением 2X3 мм. Стабилизатор и киль оклеим с двух сторон папиросной бумагой и один раз покроем обтяжку жидким эмалитом. Все детали планера готовы. Соберем его. Крыло привяжем резинкой к площадке на фюзеляже: спереди - за штырек, а сзади - вокруг рейки; наденем и закрепим стабилизатор. Теперь проверим правильность сборки и центровку. Хвост сразу перевесит, поэтому начнем загружать камеру дробью до тех пор, пока центр тяжести не переместится на 1/3 хорды крыла. После этого приступим к регулировке модели в полете. По материалам книги "Простейшие авиамодели", автор Ермаков А.М. | |
|
Всего комментариев: 0 | |