Главная » 2013 » Апрель » 16 » Схематическая модель планера «Синица».
00:19
Схематическая модель планера «Синица».
Модель называется схематической потому, что она лишь схематически, в общих чертах воспроизводит реальный планер. Модель планера состоит из рейки-фюзеляжа, крыла и оперения (стабилизатора и киля). В носке рейки расположен грузик.
Схематическая модель планера «Синица». Полет модели зависит в первую очередь от того, насколько качественно она выполнена. Чтобы успешно построить модель, надо внимательно прочитать ее описание, уяснить, из какого материала и каким инструментом изготовляются детали модели, работать точно по чертежам и пользоваться исправным и острым инструментом. Для выполнения рабочих чертежей в натуральную величину возьмем большой лист бумаги, карандаш, угольник и линейку с делениями. Крыло вычертим так. Проведем прямую линию и разделим ее на восемь частей. Полученные отрезки определяют расстояние между нервюрами будущего крыла. Параллельно линии положим линейку и с помощью треугольника проведем перпендикулярные Линии против каждого отрезка. На крайних перпендикулярах отложим длину нервюр. У нашей модели все нервюры имеют одинаковую длину 120 мм. Поэтому полученные точки соединим линией, параллельной первой прямой. Чертеж стабилизатора и киля вычертим так же, как и крыло. Фюзеляж модели состоит из рейки длиной 700 мм и сечением 10X6 мм. Для грузика нужна дощечка толщиной 8-10 и шириной 60 мм из сосны или липы. Грузик вырежем ножом и обработаем его торцы напильником и шкуркой. В уступ в верхней части грузика войдет передний конец рейки. Теперь приступим к изготовлению крыла. Обе его кромки должны быть длиной 680 и сечением 4X4 мм. Два концевых закругления для крыла сделаем из алюминиевой проволоки диаметром 2 мм или из сосновых реек длиной 250 мм и сечением 4X4 мм. Рейки перед изгибанием вымочим в горячей воде в течение 15-20 мин. Формой для изготовления плавных закруглений могут служить стеклянные либо жестяные банки или бутылки нужного диаметра. В нашей модели формы для крыла должны иметь диаметр 110 мм, а для стабилизатора и киля -85 мм. Распарив рейки, каждую из них плотно обогнем вокруг банки и концы свяжем между собой резинкой или ниткой. Изогнув таким образом нужное количество реек, оставим их для просушки.
Схематическая модель планера «Синица». 2 Закругления можно сделать и другим способом. Начертим на отдельном листе бумаги закругление и поместим этот чертеж на доску. По контуру закругления вобьем гвоздики. Привязав распаренную рейку к одному из гвоздиков, начнем осторожно изгибать ее. Концы реек свяжем между собой резинкой или ниткой и оставим до полного высыхания. Концы закруглений соединим с кромками «на ус». Для этого срежем соединяемые концы на расстоянии 30 мм от каждого из них, как показано на рисунке б, и тщательно подгоним их друг к другу, так чтобы между ними не было просвета. Место соединения промажем клеем, аккуратно обмотаем ниткой и сверху еще раз промажем клеем. Следует иметь в виду, что чем длиннее соединение «на ус», тем оно прочнее. Нервюры крыла имеют изогнутую, обтекаемую форму (по профилю крыла). Для того чтобы все нервюры были одинаковыми, нам нужно изготовить несложное приспособление - станочек для изгибания. Станочек надо изготовить особенно тщательно, так как от этого зависит точность формы нервюр. Верхняя часть бруска должна иметь форму верхнего обвода профиля крыла - ее нужно изготовить особенно тщательно. Для того чтобы выполнить эту работу как можно точнее, надо сделать два фанерных шаблона профиля крыла и прибить их гвоздиками к торцам бруска. Теперь можно приступить к выстругиванию верхней части бруска. Выструганную сторону бруска тщательно прошкурим и покроем нитролаком. К продольным сторонам бруска шурупчиками привинтим два металлических уголка, как показано на рисунке.
Схематическая модель планера «Синица». 3 Лучше всего сделать эти уголки из дюралюминия, но можно и из полосок кровельного железа. Хотя у нашего планера все нервюры одинаковой длины 120 мм, станочек мы сделаем с большой хордой, чтобы его можно было использовать при постройке других моделей. Для нервюр заготовим реечки длиной 140 мм и сечением 3X2 мм. Сначала выстругаем рейки, которые у нас есть, по всей длине, чтобы получить сечение 3X2 мм. Затем разрежем их на рейки длиной по 140 мм. Пачку этих реек распарим в горячей воде в течение 10-15 мин. После этого они станут гибкими и их можно будет вставить в станочек. Только тогда, когда нервюры хорошо высохнут, можно приступать к сборке крыла. Собранную рамку крыла наложим на рабочий чертеж и карандашом отметим места установки нервюр на кромках. Есть два способа установки нервюр: накладной с помощью ниток и торцовый. Выбираем лучший способ - торцовый, хотя он несколько труднее. На кромках в местах установки нервюр сделаем небольшой отверткой проколы - гнезда. Эту работу надо выполнять очень осторожно, иначе можно расколоть кромку. Порядок работы следующий: рамку поставим на стол вертикально, левой рукой вставим отвертку в отметку на кромке и легким ударом небольшого молотка сделаем прокол. Торцы нервюр заострим лопаточкой и вставим в гнезда на кромках. Места соединений промажем клеем. Крыло после каждой операции будем накладывать на чертеж, чтобы убедиться в правильности сборки. Затем посмотрим на крыло с торца и проверим, не выступает ли какая-либо нервюра над другой «горбом». После того как клей в местах стыка нервюр с кромками просохнет, необходимо придать крылу угол поперечного V. Перед изгибанием середину кромок крыла размочим под краном струйкой горячей воды и нагреем место изгиба над огнем спиртовки, свечи или над паяльником. Нагреваемую часть будем передвигать над пламенем, так чтобы от перегрева рейка не сломалась. Изгибать рейку будем до тех пор, пока место нагрева будет оставаться горячим, и отпустим ее только после того, как оно остынет. Угол поперечного V проверим, приложив крыло торцом к чертежу. Изогнув одну кромку, точно так же изогнем другую. Проверим, одинаков ли угол поперечного V у обеих кромок. Крепление крыла состоит из двух V-образных стоек (подкосов), изогнутых из стальной проволоки диаметром 0,75-1,0 мм, и сосновой планочки длиной 140 мм и сечением 6X3 мм. Размеры и форма подкосов показаны на рисункe. Подкосы крепятся к кромкам крыла нитками с клеем. Как видно из рисунка, передний подкос выше заднего. Вследствие этого образуется установочный угол крыла. Он должен составлять около 2°. Планочка крепится: к рейке резинкой. Стабилизатор изготовим из двух реек длиной по 400 мм, а киль - из одной такой рейки. Рейки распарим и изогнем их, используя в качестве формы банку диаметром 85-90 мм. Для того чтобы крепить стабилизатор на рейке-фюзеляже, выстругаем планку длиной 110 мм и высотой 3 мм. Переднюю и заднюю кромки стабилизатора в центре привяжем нитками к этой планке. Концы закругления киля заострим. В планке рядом с кромками стабилизатора сделаем проколы - гнезда и вставим в них заостренные концы киля . Приступим к обтяжке крыла, стабилизатора и киля. Перед обтяжкой всю модель полезно собрать (привязать резинкой крыло), чтобы убедиться в правильности изготовления всех ее частей и проверить, нет ли коробления крыла и оперения. Крыло и стабилизатор обтянем папиросной бумагой только сверху, а киль - с двух сторон. При обтяжке крыла оклеим сначала одну, а затем другую его половину, тщательно расправляя морщины, образовавшиеся на бумаге. Дав клею просохнуть, аккуратно срежем ножом лишнюю бумагу. Определим центровку модели. Для этого установим рейку-фюзеляж (с прикрепленными стабилизатором и килем) на лезвие ножа так, чтобы передняя и задняя части были в равновесии. Точку равновесия отметим карандашом. Крыло поставим поверх рейки так, чтобы граница первой трети его ширины приходилась над отмеченной точкой. В этом положении прикрепим резинкой к рейке выступающие концы планки крепления крыла. Установим крыло, вновь проверим центровку всей модели. Изменять ее мы можем, сдвигая крыло вперед или назад. Для запуска модели на леере изготовим из стальной проволоки два крючка и привяжем их нитками к рейке-фюзеляжу между передней кромкой крыла и центром тяжести модели. Первые запуски модели осуществим с переднего крючка. Убедившись, что запуск проходит успешно, можно запускать модель и со второго крючка. Следует иметь в виду, что в ветреную погоду лучше запускать модель с переднего крючка, а в тихую - с заднего. По материалам книги "Простейшие авиамодели", автор Ермаков А.М.
Просмотров: 1938 | Добавил: moder | Теги: крыла, рейки | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]